Электронная библиотека Центра изучения православия и
древнерусской культуры http://www.drevnerus.narod.ru
Ульянов О. Г. «Окно в
ноуменальное пространство»: обратная перспектива в иконописи и в эстетике о.
Павла Флоренского // Доклад на заседании открытого научного семинара Института Синергийной Антропологии (Москва): «Феномен человека в его
эволюции и динамике». 15.02. 2006.
Настоящая работа воспроизводится на правах электронной публикации. Напоминаем
Вам, что в соответствии с действующим Федеральным Законом "ОБ АВТОРСКОМ
ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" (1993), Вы можете свободно пользоваться,
копировать, распечатывать эту публикацию лишь для собственных нужд. В случае, если Вы используете настоящую работу для электронной, бумажной
или какой-либо иной републикации, Вы обязаны
полностью указать авторские права и источник, из которого Вами получена работа.
В равной мере Вы должны указать источник, из которого Вами получена публикация,
если Вы ссылаетесь на нее в любой – электронной или печатной – форме.
---------------------------------------------------------------------------
ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ОТКРЫТОГО НАУЧНОГО СЕМИНАРА
Института Синергийной
Антропологии (Москва):
"ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ЭВОЛЮЦИИ И
ДИНАМИКЕ
15 ФЕВРАЛЯ 2006
г.
Руководители Семинара - акад. РАЕН
С.С.ХОРУЖИЙ,
проф. О.И.ГЕНИСАРЕТСКИЙ
В программе заседания:
Доклад зав.
Сектором церковной археологии Центрального музея
древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева
ОЛЕГА ГЕРМАНОВИЧА УЛЬЯНОВА
"ОКНО В НОУМЕНАЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО": ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ИКОНОПИСИ И В
ЭСТЕТИКЕ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО"
На примере статьи Обратная
перспектива", написанной Павлом Флоренским в
1919 г., докладчик обсуждает философское осознание о. Павлом сущности и
значимости Иконы, как реального окна в ноуменальное пространство". Эта
и другие работы Павла Флоренского рассматриваются в докладе как попытка
перевести святоотеческое богословие образа в
философский дискурс,
разрешить коллизию богословской и философской систем мировоззрения. В
докладе также затрагивается проблема зрительной символики у о. Павла
Флоренского, идея двусторонней плоскости, моделирующей характер
соприкосновения нашей и мистической реальностей, различия иконописного
и живописного пространства.
О докладчике
Ульянов Олег Германович
заведующий сектором церковной археологии в Центральном музее древнерусской
культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева.
Преподает в Православном Богословском Свято-Тихоновском институте. В 1996 году был приглашен с
чтением лекций в Папский Григорианский университет (Рим) и для занятий в
Библиотеке Ватикана. Тогда же по просьбе Чрезвычайного и Полномочного Посла
России в Италии Владимира Кеняйкина прочел цикл
лекций для сотрудников дипкорпуса в Риме на вилле Абамелек-Лазаревых.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Олег
Германович Ульянов
Заведующий Сектором
церковной
археологии
Центрального музея древнерусской
культуры и искусства имени
преподобного Андрея Рублева
«Окно в ноуменальное пространство»:
обратная перспектива в иконописи и в эстетике
о. Павла Флоренского
На примере статьи “Обратная перспектива”, написанной Флоренским в 1919 г.,
но только через год вынесенной на обсуждение византийской секции Института
историко-художественных изысканий и музееведения, исследуется философское
осознание о. Павлом сущности и значимости Иконы, как реального “окна в
ноуменальное пространство”.
Интересна и история появления статьи:
она была написана Флоренским в результате совместной работы с искусствоведом Ю.А.
Олсуфьевым после привлечения в 1918 г. о. Павла к организации Комиссии по
охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, где он работал
секретарем, спасая по мере возможности от разграбления лаврские святыни. Флоренский
встал на защиту религиозных ценностей с помощью своего рода «эзопова языка» и
попытался перевести святоотеческое богословие образа
на привычный для о. Павла философский дискурс.
Побуждаемый внешними трагическими обстоятельствами Флоренский на этом пути
отчасти смог разрешить коллизию богословской и философской систем
мировоззрения, предвосхищая тем самым католического философа Жака Маритена с его тезисом: «Философия
и богословие делают одно дело: ведут к Богу, но философия
отражает в своем зеркале то, чему учит богословие».
В 1919 г. происходит интеллектуальный поворот, «водораздел мысли»
Флоренского, о чем свидетельствует его собственное признание: «мой «Столп» до
такой степени опротивел мне.., быть может, с духовной
точки зрения он весь окажется гнилым» (из письма В.А. Кожевникову от 2.03.1919
г.). Действительно, в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» у Флоренского
явно проскальзывают реминисценции из Каббалы даже в его характеристике рублевской Троицы, поскольку в каббалистической традиции первообразы ноуменального
мира описываются аналогичным образом: «те, кто пребывают неподвижными, -
суть ангелы». Более того, план книги о. Павла «У водоразделов
мысли», куда входила и статья «Обратная перспектива», включал в себя выпуск «Об
ориентировке в философии» (Каббала. Оккультизм. Христианство).
Сходным образом в докладе «Храмовое действо, как синтез искусств» (1918)
еще цитируется Гете, а не сщмч. Дионисий
Ареопагит, который впервые ввел в святоотеческое
богословие понятие «Первообраза» (παραδείγματα)
(De coel. hier. XIII 2; De div. nom. V 8-9). Это не могло не сказаться на разработке
зрительной символики у Флоренского, ведь православная экзегеза образа зиждется
в первую очередь на Corpus Areopagiticum. Достаточно
указать на применение в трактате «De divinis nominibus» методов
геометрии, с помощью которых выявляются самые существенные свойства Бога,
сравниваемого с центром круга. К сожалению, для о. Павла осталась незнакомой ареопагитская модель, что значительно облегчило бы
поставленную им задачу.
В докладе “Храмовое действо, как синтез искусств” Флоренский говорил,
что “тончайшая голубая завеса фимиама... вносит в созерцание
икон... углубление воздушной перспективы”, от чего лики икон становятся “живыми
явлениями мира, первоявлениями” (по Гете - Urhänomena), являя собой “платоновский мир идей”. Эти
наблюдения о. Павла стали позже основой его известной характеристики рублевской “Живоначальной Троицы”:
“Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева
вовсе не сюжет, не число “три”, не чаша за столом и не крылья, а внезапно
сдернутая пред нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке эстетическом,
важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности
ноуменального и били ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы, а
то, что он воистину передал нам узренное им откровение”. В
связи с этим предлагается проанализировать некоторые художественные особенности
“Троицы” преподобного Андрея Рублева, в т.ч. присутствие на обращенной к
зрителю стороне престола маленькой прямоугольной ниши со сдвоенными нижним и
левым откосами, что определяет пространственное расположение самого небесного
престола по отношению к ангелам и элементам пейзажа.
Идея двусторонней плоскости, моделирующей характер соприкосновения нашей
и мистической реальностей, появляется у Флоренского к 1922 г. в книге «Мнимости
в геометрии. Расширение области двухмерных образов геометрии. Опыт нового истолкования мнимостей», где он использовал ее для
описания событий в «Божественной комедии» Данте). Флоренский получил
свою двустороннюю плоскость, исходя из геометрического представления
комплексных чисел: «Новая интерпретация мнимостей заключается в открытии оборотной
стороны плоскости и приурочении этой стороне — области мнимых чисел». В 1980-е
гг. идея о. Павла послужила основой иконологических
построений академика Б.В. Раушенбаха, который
предложил модель сниженной размерности для описания четырехмерного
пространства, в котором вместо двух плоскостей имеют место два объема,
разделенных бесконечно малым расстоянием по четвертой оси координат.
В работе “Иконостас” (1922) Флоренский повторяет выражение Ю.А. Олсуфьева,
что “иконы - “видимые изображения тайных и сверхъестественных зрелищ”, по определению
св. Дионисия Ареопагита”. Исследуя иконописное пространство, Флоренский объясняет
очевидное расхождение между иконописью и иной живописью сознательной разницей
перспективных построений, где все зиждется на “разноцентренности
изображений”. Попытки истолкования в сравнении изобразительных приемов и
элементов этих, по сути, противоположных направлений в подходе к
изобразительному искусству, впрочем, до сих пор не привели к единому мнению. Мнение о. Павла поддержал в свое время Л. Жегин,
предложивший использование оконных “щек” и арочных проемов для зрительного
охвата объемной формы с многих точек зрения, но его раскритиковал Л. Мочалов, посчитавший
подобное несущественным...
Проблема внутренней и внешней точек зрения, равно как
их единичность или множественность, неразрывно связана с системой мировидения и
художественным сознанием. Принципы перспективы в различных культурах
подчинены доминирующей точке зрения, в т.ч. ее динамике, и линейная перспектива
возникает в противоположность «обратной перспективе», когда взгляд индивидуума
противопоставляется «Всевидящему оку» Творца. Флоренский взялся за активное
изучение зрительной символики именно тогда, когда “обмирщенный” гуманизм
возвеличивал человека, делая из него меру всех вещей. В средневековой иконописи
о. Павел выделяет совершенно иные особенности и перспективы, принципиально иное
“понимание искусства, исходящее из коренной заповеди о духовной
самодеятельности”. То, как оценивал он захлестнувший культуру Европы вал искусства
светского, видно хотя бы из такой его записи: “1912.XII.7. Сочные краски,
богатая светотень и т.д. и т.д. удивительно, как неправославны,
не говоря уж о раскрашенной скульптуре католиков. Наша иконопись есть схема,
рисунок, но ни в коем случае не картина, не передача рельефа. Она есть и должна быть плоской” (из собр. иг.
Андроника
Трубачева).
Флоренскому была ясна особенность пространственного мышления иконописцев,
их акцент на высотную вертикаль в противоположность плоскостно-линейному подходу,
используемому в миниатюрах. Аксонометрическое мышление, мышление “по вертикали”
онтологически связано с предметным миром православного богослужения от
ориентации Евангелия на Престоле до воспроизведения того же принципа в
иконостасе.
Разработка о. Павлом Флоренским теории обратной
перспективы значительно обогатила и философские, и богословские воззрения на
природу образа, помогла раскрыть пути, какими «честь, воздаваемая образу,
переходит к Первообразу» (παραδείγματα)»
(св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры).