У к р а и н а

К и е в

Национальный университет “Киево-Могилянская академия”

кафедра философии и религиеведения

 

 

РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

„ ПСИХОАНАЛИЗ

И СФЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА”

 

40 аудиторных часов

1,5 зачётных баллов

1 письменная работа

Преподаватель: доктор философ. наук, проф. Марина Юрьевна Савельева

                              

 

Объектом предлагаемого спецкурса является психоанализ как философское направление. Предметом исследования избран механизм влияния ортодоксального психоанализа на формирование сферы художественного творчества. Среди методов исследования ведущее место принадлежит двум: 1) Метатеоретический метод выполняет формальную функцию раскрытия сущности психоаналитического опыта сознания и анализирует особенности психоаналитического способа описания механизма действия сознания; 2) Метод культурной типологии выполняет содержательную функцию соотношения психоаналитического опыта сознания с конкретными историко-культурными обстоятельствами. Целью исследования является доказательство основательности психоаналитического опыта сознания в отношении культуры и определение закономерностей его влияния на различные культурные области. Результатом исследования является раскрытие дихотомичности как сущностной характеристики сознания в опыте психоанализа. С одной стороны, есть необходимость и возможность описывания действий сознания в любой философской или научной терминологии. С другой стороны,  — есть невозможность адекватного её восприятия вследствие опосредованности такого описывания. Психоаналитический метод позволяет не только констатировать такую эпистемологическую ситуацию, но и выявить её предметные и трансцендентальные причини.

 

 

 

№ /№

 

Название темы

Количество часов

Лекц.

Семин.

 

1

 

Вступительная тема. Общая оценка роли психоанализа в сферах культуры.

 

2

2-3

Психоаналитическая структура творчества (параллель: Фрейд  — Юнг)

4              2

4-5

Историческая картина формирования механизма художественного творчества; мифический и символический характер психоанализа (параллель: Фрейд  — Леви-Брюль, Леви-Стросс, Фрейзер, Тайлор)

 

 

4              4

6-7

Психоаналитическая картина конструктивных рычагов творчества Леонардо да Винчи та В. Шекспира (паралель: Фрейд — Нойманн)

 

4

8

Деструктивные рычаги творчества: феномен маркиза де Сада (параллель: Фрейд  — Фромм)

 

2              2

9-10

Психоаналитическая картина единства деструктивного и конструктивного в творчестве Ф. Достоевского и Л. Толстого

 

4              2

11

Психоаналитическая философия культуры (параллель: Фрейд  — Маркс)

2              2

12

Связь теории сновидений с художественным творчеством. Феномен Сальвадора Дали

 

2

 

Экзамен

4

 

Всего

40

 

 

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Занятие 1. Коллективная беседа по темам: “Психоаналитическая структура творчества”

 

Основные направления дискуссии:

-          Сопоставление концепций игры Фрейда и Й. Хейзинги.

-          Сопоставление классической (содержательно-рационалистической) и психоаналитической концепций талантливости и гениальности;

-          Сопоставление концепций характера художественной деятельности Фрейда та Юнга;

-          Психоанализ и литература в России XIX–XX веков:

картина творчества Т. Г. Шевченко (архетип женщины-матери-деви в творчестве поэта; мифические архетипы русалки, нищенки, сумасшедшей; отношение поэта к Богу);

картина творчества В. Винниченко (сочинения “Записки Курносого Мефистофеля”, “Грех”, “Чорная Пантера и Белый Медведь”; концепция отцовско-сыновских отношений как основания развития творческих сил личности; сочетание властных, честолюбивых и творческих потенций личности; танатологический характер духовного творчества; привлекательность греха и чувство вини и т.д.);

-      картина российского психоанализа (сочинение “Волга впадает в Каспийское море”).

 

Библиография

 

Аверинцев С.С. “Аналитическая психология” К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы.  — 1970.  — №  3.

Александер Ф.,Селесник Ш. Кризис искусства // Западноевропейская эстетика ХХ в.  — М., 1991.

Багрій Р. “Записки Кирпатого Мефістофеля”, або Секс, подружжя і ще деякі проблеми // Всесвіт.  — 1990.  — №  11.

Балей С. З психології творчості Шевченка.  — Львів, 1916.

Бородай Ю.М. Психоанализ и “массовое искусство” // Массовая культура: иллюзии и действительность.  — М., 1975.

Винниченко В. Вибрані п’єси.  — К., 1991.

Винниченко В. Записки кирпатого Мефістофеля.  — К.-Ляйпціг,  — Б.р.

Винниченко В. Оповідання.  — К., 1999.

Винниченко В. Щоденник // Київ.  — 1990.  — № 9.

Выготский Л.С. Психология творчества.  — М., 1996.

Гальтон Ф. Наследственность таланта, её законы и последствия. — М., 1996.

Гловер Э. Фрейд или Юнг.  — СПб., 1999.

Гнідан О .Д. Дем”янівська Л.С. Володимир Винниченко. Життя, діяльність, творчість.  — К., 1996.

Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке.  — М., 1991.

Грабович Г. Шевченко як міфотворець: семантика символів у творчості поета.  — К., 1991.

Грузенберг С. О. Гений и творчество.  — Л., 1924.

Гундорова Т. Проявлення слова. Дискурсія раннього українського модернізму. Постмодерна інтерпретація.  — Львів, 1997.

Гусак Н. І. “Нова мораль” В. Винниченка в контексті психоаналізу З.Фрейда // Актуальні філософські та культурологічні проблеми сучасності.  — К., 1998.

Дадун Р. Фрейд.  — М., 1994.

Дали С. Дневник одного гения.  — М., 1991.

Зайцев П. Життя Тараса Шевченка.  — К., 1994.

Ландрам Дж. Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила.  — Ростов-на-Дону, 1997.

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.  — М., 1995.

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр. соч.: В 8-ми т.  — Т. 5.  — М., 1966.

Костюк Г. Світ Винниченкових образів та ідей // Костюк Г. У світі ідей і образів. Вибране. Критичні та історико-літературні роздуми. 1930-1980 // Сучасність.  — Мюнхен, 1983.

Краус В. Зигмунд Фрейд и литература // Вопросы философии.  — 1995.  — № 2.

Кречмер Э. Гениальные люди. — СПб., 1999.

Кривцун О.А. Историческая психология и художественный процесс // Художественное творчество и психология.  — М., 1991.

Крутікова Н. Листування Максима Горького із Володимиром Винниченком // Слово і час.  — К., 1993.  — № 2.

Левчук Л. Т. Західноєвропейська естетика ХХ століття.  — К., 1997.

Левчук Л. Морально-естетичний потенціал творчої спадщини В. К. Винниченка // Гуманізм і духовність в контексті культури.  — Дрогобич, 1996.

Левчук Л. Т. Психоанализ и художественное творчество.  — К., 1980.

Лейтес Н. С. Об умственной одарённости.  — М., 1960.

Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.  — 1960.  — № 1.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация.  — К., 1994.

Миронова Г. А. Талант как социокультурная проблема. — К., 1987.

Нойманн Э. Заметки о Марке Шагале // Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство.  — М.-К., 1996.

Нойманн Э. Искусство и время // Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство.  — М.-К., 1996.

Нойманн Э. Творческий человек и трансформация // Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство.  — М.-К., 1996.

Піхманець Р. В. Психологія художньої творчості.  — К., 1991.

Погорілий С. Деякі особливості поетики Винниченка // Дивослово.  — 1995.  — №  9.

Проявление бессознательного в структуре художественного восприятия и творчества // Бессознательное: В 4-х т.  — Т. 2.  — Тбилиси, 1994.

Рид Г. Искусство и бессознательное. Психология художника: теория Фрейда // Современная книга по эстетике.  — М., 1957.

Савельева М. Парадоксальность творческих способностей (опыт Фрейда) // Творение — творчество — репродукция: Мудрость Творца, разум Дедала, хитрости хакера: Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры. — № 15 / Российский ин-т культурологии, философско-культурологический исслед. Центр “Эйдос” (Санкт-Петербургский Союз учёных). — СПб., 2003. — С. 175–197.

Савельєва М. Ю. Талант і геній як типи універсальності в культурі // Генеза.  — 1994.  — № 2.

Соловьёв В. С. Общий смысл искусства // Соч.: В 2-х т.  — М., 1990.  — Т.2.

Соловьёв В. С. Первый шаг к положительной эстетике // Соч.: В 2-х т.  — М., 1990.  — Т.2.

Фернандес Д. Древо до корней: Психоанализ творчества.  — СПб., 1998.

Фрейд З. Одно детское воспоминание из “Поэзии и правды” // Диапазон: Вестник иностранной литературы.  — 1991.  — №  1.

Фрейд З. Основные принципы психоанализа.  — К.-М., 1998.

Фрейд З. Поэт и фантазия // Современная книга по эстетике.  — М., 1957.

Фрейд З. Психоаналитические этюды // Фрейд З. Тотем и табу.  — М., 1998.

Фрейд З. Тотем и табу.  — М., 1998.

Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Основной инстинкт.  — М., 1997.

Хартун В. П. Роман В. Винниченка “Записки кирпатого Мифістофеля” в контексті світової “дияволіади” ХХ століття.  — Ніжин, 1997.

Хейзинга Й. Homo Ludens.  — М., 1992.

Христюк П. Винниченко і Ніцше // Українська хата.  — К., 1913.  — Ч. 4-5.

Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы.  — СПб., 1994.

Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии // Юнг К.Г. Избранное.  — Мн., 1998.

Юнг К. Г. Пикассо // Юнг К.Г. Избранное.  — Мн., 1998.

Юнг К. Г. Психология и литература // Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство.  — М.-К., 1996.

Юнг К. Г. Феномен одарённости // Юнг К.Г. Психология бессознательного.  М., 1997.

Юнг К. Г. Человек и его символы.  М., 1998.

Herma J. L. Talent and Performance.  — N. Y.  — L., 1964.

Terman L. (a.o.), Genetic Studies of Genius.  — V. 1-4-.  — Stanford, 1926-48.

 

Занятие 2-3. Коллективная беседа по темам: “историческая картина формирования механизма художественного творчества; мифический и символический характер психоанализа”.

 

Основные направления дискуссии:

-          Миф как историческая форма существования бессознательного; мифические черты фрейдизма;

-          Хтонизм как психоаналитический архетип;

-          Античная трагедия в зеркале психоанализа;

-          Место хтонического в античных трагедиях;

-          Сопоставление концепций трагического Ф. Ницше та З. Фрейда;

-          Основания единства эротического и танатологического в психоаналитическом мышлении;

-          Фрейдовское толкование сущности комического;

-          Психоаналитическое толкование одного из произведений Платона:

(“Симпозион”, “Федон”, “Федр”, “Феаг”, “Государство”); отцовско-сыновских отношений, онтология идеи как прообраз “припоминания” детства, соотношение Эроса и Танатоса, танатологический характер философствования, концепция соотношения автора и героя (“авторское право” Ксенофонта и Платона), травма и вина как движущие силы платоновского творчества и т.д.

 

Библиография

 

Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность: К 80-летию Фёдора Александровича Петровского. — М., 1992. — С. 90–102.

Софокл. Трагедии.

Эсхил Трагедии.

Виндельбанд В. Платон // Избранное. Дух и история.  — М., 1995.

Карасев Л. Комическое.  — Л.,

Ксенофонт. Сократические диалоги.  — СПб., 1998.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.  — М., 1994.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление.  — М., 1994.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель.  — М., 2000.

Ницше Ф. В. Происхождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2-х т.  — М., 1990.  — Т.1.

Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания.  — М.-К., 1998.

Платон. Соч.: В 4-х тт.  — М., 1987-1994.

Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2-х тт.  — Т.2.  — М., 1990.

Тайлор Э. Первобытная культура.  — М.,

Фрезер Дж. Золотая ветвь.  — М.,

Фрай Н. Архетипний аналіз теорії мітів // Антологія світової літературно-критичної думки.  — Львів, 1996.

Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному.  — М., 1998.

Фрейд З. Покорение огня // Фрейд З. Основной инстинкт.  — М., 1998.

Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии // Фрейд З. Тотем и табу.  — М., 1998.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности.  — М., 1978.

Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра.  — М., 1997.

Хюбнер К. Истина мифа.  — М., 1996.  — Ч.1, Гл. 3, § 5; Ч.2, Гл. 12, 13.

Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке.  — М., 1992.

Юнг К. Г. Человек и его символы.  — М., 1998.

Элиаде М. Миф о Вечном возвращении.  — М., 2000.

 

Занятие 4. Коллективная беседа по теме “Деструктивные рычаги творчества: феномен маркиза де Сада”.

 

Основные направления дискуссии:

-          Привлекательность танатологического;

-          Амбивалентность танатологического;

-          Основания единства эротического и танатологического в структуре рационалистического мышлении;

-          Взаимная обусловленность садистического и мазохистического в художественной деятельности;

-          Сопоставление концепций деструктивности у Фрейда и Фромма;

-          Соотношение объективных и субъективных факторов деструктивности.

 

Библиография

 

Бабенко В. Прекрасный полоумный маркиз Донасьен де Сад. Жизнь. Страсти. Творчество.  — М., 1999.

Батай Ж. Литература и зло.  — М.,

Выготский Л. С. Психология творчества.  — М., 1996.

Каутман Ф. Достоевский и маркиз де Сад // Filosoficky casopis.  — 1968.  — №  3.

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.  — М., 1994.

Краус В. Зигмунд Фрейд и литература // Вопросы философии.  — 1995.  — №  2.

Маркиз де Сад и ХХ век: Сб.  — М., 1991.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация.  — К., 1994.

Прокофьев А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт этического анализа “Философии в будуаре” Д.А.Ф. де Сада) // Вопросы философии.  — 2001.  — №  1.

Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века.  — СПб.,1994.

Томас Д. Маркиз де Сад.  — Смоленск, 1998.

Фрейд З. Работы о мазохизме // Захер-Мазох Л. фон. Венера в мехах.  — М., 1992.

Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Основной инстинкт.  — М., 1997.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.  — М., 1995.

Холличер В. Человек и агрессия.  — М., 1975.

Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы.  — СПб., 1994.

 

Занятие 5. Коллективная беседа по теме “Психоаналитическая картина творчества Ф. Достоевского та Л. Толстого”.

 

Основные направления дискуссии:

-          Проблема присутствия моральной травмы у Достоевского и Л. Толстого (соотношение);

-          Эротико-танатологический комплекс у Достоевского и Л.Толстого;

-          Отличие деструктивных рычагов творчества Достоевского и Толстого;

-          Толстой о сущности художественного творчества;

-          Сопоставление изображения личности Достоевского у Фрейда и С. Цвейга.

 

Библиография

 

Достоевский Ф. М.   Братья Карамазовы

Бесы

Записки из подполья

Записки из мёртвого дома

Игрок

Идиот

Преступление и наказание

Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность.

Исповедь

Крейцерова соната

Смерть Ивана Ильича

Искусство как передача эмоций // Современная книга по эстетике.  — М., 1957.

Адушкин Г. Е. Нравственные искания Достоевского в свете современной идеологической борьбы // Критика современной буржуазной идеологии.  — М., 1975.

Адушкин Г. Е. Проблема нравственного отчуждения в раннем творчестве Достоевского (1845  — 1966) // Моральная регуляция и личность.  — М., 1972.

Аллен Л. Достоевский: рациональность, наука и эстетика // Разум и культура. Труды межд. франко-сов. Коллоквиума.  — М., 1983.

Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук.  — СПб., 2000.

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.  — М., 1972.

Бачинин В.А. Метафизическое Я Достоевского: опыт автопортрета-триптиха // ОНС.  — 1997.  — № 6.

Волохова Н. В. “Путь к смерти” Л. Н. Толстого (Категория смерти в его религиозно-нравственной философии) // Вестник МГУ.  — Сер. 7. Философия.  — 2000.  — №  3.

Гуревич С. А. Лев Толстой и психиатрия // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова.  — 1981.  — Т. 81.  — Вып. 9.

Евлахов А. Конституциональные особенности психики Л.Н.Толстого.  — М., 1995.

Емельянов Б. В. Человек против “сверхчеловека” (Проблема ценности человеческой личности у Ф. М. Достоевского // Историко-философские исследования.  — Вып 1.  — Свердловск, 1973.

Кантор В. К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии.  — 1997.  — №  5.

Каутман Ф. Достоевский и маркиз де Сад // Filosoficky casopis.  — 1968.  — №  3.

Кирпотин В. “Братья Карамазовы” как философский роман // Вопросы литературы.  — 1983.  — №  12.

Кришталёва Л. Г. Заметки к философии поступка у Достоевского (На материале романа “Братья Карамазовы”) // Вопросы философии.  — 1999.  — №  1.

Лаврин Я. Лев Толстой, сам свидетельствующий о своей жизни.  — Свердловск, 1999.

Мардов И. Б. О “новом жизнепонимании” Льва Толстого // Вопросы философии.  — 1996.  — №  9.

Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники.  — М., 1995.

О Достоевском.

Овсянников М. Ф. Эстетические взгляды Л.Н.Толстого // Вопросы философии.  — 1995.  — №  10.

Оруэлл Дж. Лир, Толстой и шут (По поводу критической статьи Л.Н.Толстого “О Шекспире и драме”) // Литературная учёба.  — 1989.  — №  4.

Оськина  Е. Ф. “Легенда о Великом Инквизиторе” Ф.М.Достоевского и проблема бессознательного // Актуальные проблема истории философии народов СССР.  — 1980.  — Вып. 8.

Піхманець Р. В. Психологія художньої творчості.  — К., 1991.

Подорога В. А. Человек без кожи материалы по исследованию Достоевского) // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования.  — М., 1995.

Роллан Р. Толстой //

Сараскина Л. И. “Бесы”: роман-предупреждение.  — М., 1990.

Соловьёв В.С. Три речи в память Достоевского // Соч.: В 2-х т.  — М., 1990.  — Т.2.

Уроки Льва Толстого (Философские проблемы власти и факты из биографии) // Юность.  — 1996.  — №  5.

Степанян К. А. “Очищение истиной”: Выбранные места из переписки с друзьями и “Дневник писателя” // Человек.  — 1991.  — №  6.

Фернандес Д. Древо до корней: Психоанализ творчества.  — СПб., 1998.

Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Основной инстинкт.  — М., 1997.

Фрейд З. Избранные письма // Я и Оно: Кн.1.  — Тбилиси, 1991.

Хоминская В. М. Некоторые проблемы творческого процесса в эстетике Ф. М. Достоевского // Вопросы истории и теории эстетики.  — 1977.  — Вып. 10.

Цвейг С. Великая жизнь (Толстой) // Собр. соч.: В 6-ти т.- Т. 6.  — Тула, 1992.

Цвейг С. Достоевский // Собр. соч.: В 6-ти т.  — Т. 6.  — Тула, 1992.

 

 

Занятие 6. Коллективная беседа по теме “Психоаналитическая философия культуры”

 

Основные направления дискуссии:

-          Специфика атеизма Фрейда;

-          Соотношение концепций происхождения религии у Фрейда и Фейербаха;

-          Представление о происхождении, сущности и роли идеала в обществе;

-          Соотношение атеизма Фейербаха, Маркса, Ницше та Фрейда.

 

Библиография

 

Браун Д. Х. Критика фрейдомарксизма.  — М., 1982.

Додельцев В.Ф. Концепция культуры З.Фрейда.  — М., 1989.

Лейбин В. П. Вера или разум / Предисловие к публикации З. Фрейда “Будущее одной иллюзии” // Вопросы философии.  — 1988.  — №  8.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  — Т.1.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Раздел 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  — Т.1.

Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Соч.: В 2-х тт.  — Т.2.  — М., 1957.

Фейербах Л. Сущность христианства // Соч.: В 2-х тт.  — Т.2.  — М., 1957.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Тотем и табу.  — М., 1998.

Фрейд З. Моисей и монотеизм // Фрейд З. Основные принципы психоанализа.  — М.-К., 1998.

Фрейд З. Неудовлетворённость культурой // Фрейд З. Основной инстинкт.  — М., 1997.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Тотем и табу.  — М., 1998.

Фромм Э. Бегство от свободы.  — М., 1995.

Фромм Э. Иметь или быть? // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда.  — М., 2000.

Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика.  — М., 1993.

Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика.  — М., 1993.

Черненко В. А. Реакционная сущность учения Фрейда о религии.  — Л., 1972.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ КО ВСЕМУ КУРСУ

 

Первоисточники:

 

Фрейд З.

Бред и сны в “Градиве” В. Йенсена // Фрейд З. Художник и фантазирование: Сб.  — М., 1995.

Моисей Микеланджело // Фрейд З. Художник и фантазирование: Сб.  — М., 1995.

Мотив выбора ларца // Фрейд З. Художник и фантазирование: Сб.  — М., 1995.

Одно детское воспоминание из “Поэзии и правды” // Диапазон: Вестник иностранной литературы.  — 1991.  — №  1.

Основной инстинкт: Сб.  — М., 1997.

Основные принципы психоанализа: Сб.  — М.-К., 1998;

Остроумие и его отношение к бессознательному.  — М., 1998.

Поэт и фантазия // Современная книга по эстетике.  — М., 1957.

Психоанализ. Религия. Культура.  — М., 1992.

Толкование сновидений.  — Мн., 2000.  — §5 (С. 267-272).

Тотем и табу: Сб.  — М., 1997.

Художник и фантазирование: Сб.  — М., 1995.

Я и Оно: Кн.1-2.  — Тбилиси, 1991.

 

Юнг К.-Г.

 

 

Юнг К.-Г.,    

Нойманн Э.

 

Юнг К.-Г. и др.

Избранное.  — Мн.: 1998.

Либидо, его метаморфозы и символы.  — СПб., 1994.

Современность и будущее.  — Мн., 1997.

 

Психоанализ и искусство.  — К., 1996.

 

Человек и его символы.  — М., 1998.

 

Фромм Э.

 

Анатомия человеческой деструктивности.  — М., 1995.

 

 

 

Ранк О.

 

Миф о рождении героя.  — М.-К., 1996.

Александер Ф.,

Селесник Ш.

 

Кризис искусства // Западноевропейская эстетика ХХ в.  — М., 1991.

 

 

Критические исследования:

 

Бессознательное: Сб.: В 4-х т.  — Тбилиси, 1978.  — Т. 2.

Браун Д. Х. Критика фрейдомарксизма.  — М., 1982.

Блум Г. Фрейд: Шекспірівське прочитання // Левчук Л. Т. Західноєвропейська естетика ХХ століття.  — К., 1997.

Богат Е. Леонардо да Винчи: В 2-х кн.  — М., 1989.

Бородай Ю. М. Психоанализ и “массовое искусство” // Массовая культура: иллюзии и действительность.  — М., 1975.

Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты.  — К.-М., 1998.

Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа.  — Л., 1925.

Дадун Р. Фрейд.  — М., 1994.

Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках “истины” (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма).  — М., 1974.

Выготский Л. С. Психология творчества.  — М., 1996.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике // Соч.  — Т. 12.  — М., 1938.

Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке.  — М., 1991.

Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль.  — М., 1994.

Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия.  — М., 1999.

Кислова Н. В. К проблеме исторического сознания в современном западном искусстве // Советское искусствознание.  — Вып. 25.  — М., 1989.

Краус В. Зигмунд Фрейд и литература // Вопросы философии.  — 1995.  — №  2.

Кривцун О. А. Историческая психология и художественный процесс // Художественное творчество и психология.  — М., 1991.

Левчук Л. Т. Західноєвропейська естетика ХХ століття.  — К., 1997.

Левчук Л. Т. Морально-эстетические проблемы творчества.  — К., 1981.

Левчук Л. Т. Психоанализ и художественное творчество.  — К., 1980.

Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.  — М., 1990.

Малахов В. А. Художня творчість як спілкування // Філософська думка.  — 1977.  — №  1.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда.  — К., 1995.

Оськина  Е. Ф. Критика фрейдистского истолкования идейного наследия Ф. М. Достоевского // Актуальные проблема истории философии народов СССР.  — 1979.  — Вып.7.

Пигулевский В. С. Символ, пародия и парадокс в неклассической философии // Эстетические категориии искусство.  — Кишинёв, 1989.

Рейнольдс Д. Фрейдизм и неофрейдизм // Проблемы мира и социализма.  — 1971.  — №  11.

Рид Г. Искусство и бессознательное. Психология художника: теория Фрейда // Современная книга по эстетике.  — М., 1957.

Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера.  — М., 1996.

Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали.  — М., 1999.

Руткевич А. М. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии.  — 1988.- № 1.

Сартр Ж.-П. Фрейд: Киносценарий.  — Харьков-Москва, 2000.

Соловьёв В. С. Общий смысл искусства // Соч.: В 2-х т.  — М., 1990.  — Т.2.

Соловьёв В. С. Первый шаг к положительной эстетике // Соч.: В 2-х т.  — М., 1990.  — Т.2.

Стойков А. Модернизм и новаторство в искусстве // Зарубежные марксисты против буржуазной идеологии: Сб. переводов.  — М., 1971.

Стоун И. Жизнь Фрейда.  — М.,

Уэллс Г. К. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму.  — М., 1968.

Уэллс Г. К.  Павлов и Фрейд.  — М., 1959.

Феррис П. Зигмунд Фрейд.  — Мн., 2001.

Франк С. Психоанализ как миросозерцание // Путь.  — 1930.  — №  25.

Фрейдизм: Критический очерк // Волошинов П. П. Философия и социология гуманитарных наук.  — СПб., 1990.

Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда.  — М., 2000.

Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие.  — М., 1993.

Цвейг С. Фрейд //

Энциклопедия глубинной психологии.  — Т.1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие.  — М., 1998.

 

 

 

 

ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

 

Студент выбирает одну из предложенных тем:

 

1.       Творчество З. Фрейда в оценке современников и последователей.

(Литература: Лакан Ж. “Я” в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955): Семинары.  — М., 1999; Рид Г. Искусство и бессознательное. Психология художника: теория Фрейда // Современная книга по эстетике.  — М., 1957. Фрейд З. К истории психоанализа // Я и Оно: Кн.1.  — Тбилиси 1991; Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда.  — М., 1998; Юнг К.Г. Критика психоанализа.  — М., 1998.)

 

2. Соотношение психоаналитической и экзистенциальной версий толкования теми жертвоприношения и в частности “жертвоприношения Авраама” (Фрейд и Кьеркегор).

(Литература: Фрейд З. Тотем и табу, IV, в,с.  — М., 1997.  — С.154-176. Кьеркегор С. Страх и трепет. Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии.  — Ра зд.1.)

 

3. Соотношение христианской доктрины Богочеловечества (трактовка В. Соловьёва или Н. Бердяева) и фрейдовской концепции основания единства Божества и человека.

(Литература: Фрейд З. Тотем и табу. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев  Н.А. Назначение человека.  — М., 1993;  Бердяев Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н.А.  Философия свободного духа.  — М., 1994;  Соловьёв В.С. Лекции о Богочеловеке.)

4. Роль автобиографического критерия в становлении философского мировоззрения (Ницше, Фрейд).

(Литература: Сартр Ж.-П. Фрейд: Киносценарий.  — Харьков-Москва, 2000. Стоун И. Жизнь Фрейда. Цвейг С. Врачевание и психика.  — СПб., 1992; Цвейг С. Ницше // Собр. соч.; Валевский А. Л. Основания биографики.  — К., 1993; Феррис П. Зигмунд Фрейд.  — Мн., 2001)

 

5. Сопоставление архетипов матери в творчестве Леонардо в толковании Фрейда и Е. Нойманна.

(Литература: Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства.  Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери // Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство.  — М.-К., 1996.)

 

6. Общее в эстетической проблематике фрейдизма и экзистенциализма (Фрейд и Сартр; Фрейд и Къеркегор).

(Литература: Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Дневник соблазнителя.  — К., 1994; Сартр Ж.-П. Фрейд: Киносценарий. Сартр Ж.-П. Тошнота. Сартр Ж.-П. Мухи.)

 

7. Трансформация жанра исповеди от Августина до Фрейда.

(Литература: Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Творения.  — Т.1.  — СПб.-К., 1998; Винниченко В. Щоденник // Київ.  — 1990.  — №  9. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // ; Лаврин Я. Лев Толстой, сам свидетельствующий о своей жизни.  — Свердловск, 1999. Рабинович В. Л. Исповедь книгочея, который любил букву, а укреплял дух.  — М., 1990; Рабинович В. Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке.  — М., 1990; Руссо Ж.-Ж. Исповедь.  — М., Толстой Л. Н. Дневник. Молодые годы.  — Т.1.  — М., 1917; Толстой Л. Н. Исповедь // Толстой Л. Н. ПСС.  — Т.23.  — М., 1957.)

 

8. Мифический характер фрейдизма и характер мифотворчества Сальвадора Дали.

(Литература: Бона Д. Гала: муза художников и поэтов.  — Смоленск, 1996;  Вермо А. И Вермо О. Мэтры мирового сюрреализма.  — СПб., 1996; Дали С. Дневник одного гения.  — М., 1991; Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали.  — М., 1996. Рожин А. Сальвадор Дали: миф и реальность.  — М., 1992; Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали.  — М., 1999; Юнг К.Г. Психоанализ и невроз // Юнг К.Г. Критика психоанализа.  — СПб., 2000; Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали.  — М., 1999.)

 

 

 

Требования к написанию письменной работы:

Письменная работа должна быть написанной на протяжении семестра. Приблизительный объём  — 5,5-6 страниц компьютерного набора со списком использованной литературы (14 кегль, интервал 1,5). При оценке работы, прежде всего, будет учтена способность к самостоятельному мышлению и оригинальность суждений.

 

 

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕН

 

Экзамен проходит в виде устного или письменного ответа по содержанию экзаменационного билета. Перечень вопросов в билетах отвечает лекционному материалу и передаётся студентам по окончании лекционного курса.

 

1.       Объективные причины и смысл философской “дискредитации” человека в философии психоанализа.

2.       Основные направления культурного влияния психоанализа и их взаимная связь.

3.       Схема “большого круга” психики. Роль сверх-Я в формировании творческих наклонностей личности.

4.       Причини первоначальной неопределённости субъекта творчества.

5.       Особенности объекта творчества в философии психоанализа.

6.       Роль игры в формировании творческих способностей. Отличие игрового процесса в детском и взрослом возрасте.

7.       Роль фантазии в творческом процессе.

8.       Либидозный характер творчества.

9.       Единство эротического и танатологического аспектов творчества; исторические причины формирования эротико-танатологического комплекса.

10.   Талант как тип творческого овладения действительностью.

11.   Гений как тип творческого овладения действительностью.

12.   Биографические основания художественного произведения.

13.   Возможности взаимной связи способностей и помешательства.

14.   Роль опыта детства в формировании мироотношения.

15.   Амбивалентность как принцип мироотношения и межличностных отношений.

16.   Мифический аспект фрейдизма.

17.   “Комплекс Эдипа” и его роль в формировании самосознания субъекта творчества.

18.   Табу как принцип построения социальных отношений.

19.   Тотемизм как принцип построения социальных отношений.

20.   Отражение тотемно-табуированного опыта в первоначальных формах художественного творчества: античная трагедия.

21.   Христианство та система тотемно-табуированных отношений.

22.   Сублимационная сущность творчества Леонардо да Винчи.

23.   Причини предвзятого отношения Фрейда к личности и творчеству Шекспира.

24.   Влияние шекспировского опыта на дальнейшее формирование типологии художественного творчества.

25.   Причины внутренней деструктивности творчества Достоевского.

26.   Особенности отношения Достоевского к Богу.

27.   Политическая позиция Достоевского и её обоснование в связи с концепцией тотема-табу.

28.   Роль и смысл садо-мазохистического комплекса в творчестве Л. Толстого.

29.   Амбивалентное отношение Фрейда к религии.

30.   Место и роль социального идеала в творческом процессе по Фрейду и Марксу.

31.   Определение Фрейдом внутренней негативности культуры.

32.   Причины формирования в культуре иллюзорных (идеологических) феноменов и структур.

33.   Отличие концепций деструктивности у Фрейда и Фромма.

34.   Понятие “социальный характер” (Э. Фромм) и невозможность его функционирования в теории Фрейда.

35.   Причины усиления “социологизации” неофрейдизма в творчестве Фромма.

36.   Взаимная связь и расхождение фрейдизма и сюрреализма.

37.   Шизофренический характер творчества С. Дали.

38.   Архетипная картина творчества С. Дали.

39.   Общая оценка вклада Фрейда в развитие концепций культуры и художественного творчества.

40.   Невротический характер творчества Фрейда.

 

 

 

УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

УЧЕБНОГО РЕЙТИНГА ПО КУРСУ

“ПСИХОАНАЛИЗ

И СФЕРА ХУДОЖЕСТВЕНОГО ТВОРЧЕСТВА”

 

Работа в семестре  60

Экзамен  40

Всего  100

 

 

Виды работ

 

 

количество

 

максимум баллов

за 1 занятие

 

всего

 

Работа в семестре

 

1. Участь у семинарских занятиях

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

30

2. Письменная работа

1

30

30

_______

 

Экзамен

 

(письменный или устный ответ)

 

 

 

1

 

 

 

40

60

 

 

40

_______

 

 

 

 Всего 100

 

 

Студентам, которые по уважительным причинам не смогли проявить активность во время занятий, в качестве исключения разрешается сдать компенсационный зачёт в день консультации преподавателя.

М. Ю. Савельева

д.ф.н., проф.

Hosted by uCoz