Векшина Наталия

Православие в Китае.

Православные проповедники появились  в Китае в 1685г., более чем на век раньше протестантских миссионеров. Еще в 1665г. русскими первопроходцами Сибири и Дальнего Востока была построена крепость Албазин, которая мешала Китайскому Императору вытеснить русских с берегов Амура. В 1685 году укрепление было взято китайскими войсками. Среди русских пленных оказался и священник Максим Леонтьев. Русско-китайское перемирие было достигнуто в 1690г. с подписанием Нерчинского договора. С отца Максима начинается история Российской Духовной Миссии, которая была официально учреждена Императором Петром  I.

XI-XX века были очень сложными для исповедующих Православие во всем мире. Китай также приобрел многочисленных мучеников в это нелегкое время. 1900 год стал известен наиболее жестокими выступлениями ихэтуаней[1] – теми, кто всеми силами боролся против иностранцев. Наиболее ревностно преследовались китайские христиане. Многие православные христиане показали себя истинными исповедниками своей веры. Несмотря на страшные истязания, распространявшиеся на всех от мала до велика, ни взрослые, ни дети не отрекались от Христа. В последствии в честь всех пострадавших от ихэтуаней в Пекине был построен храм Всех Святых Мучеников.

В 1897г. начальником 18-й Миссии был назначен Иннокентий (Фигуровский). Период 1900-1918 гг. является самым успешным в истории Православия Поднебесной. Преосвященный Иннокентий уделял большое внимание миссионерству. Во время его начальствования были построены храмы во многих городах Китая. Миссия не имела достаточных финансовых средств, поэтому приходы открывались в тех местах, где местное население само могло поддерживать их функционирование. Интересно будет отметить тот факт, что, несмотря на материальную выгоду, которую сулило принятие католичества или протестантства, бедные китайские крестьяне более сочувственно относились все же к православию.  Также открывались миссионерские школы, приюты для престарелых и увечных, катехизаторские курсы, переводились книги Священного Писания, богослужебные книги, выпускались православные журналы, газеты, русско-китайские словари и т.д.

Период 1920-1930гг. был достаточно сложным для Православной Миссии. Миссионерская деятельность в это время сменяется заботой о беженцах из России, вынужденных покинуть родину из-за разгоревшейся Гражданской войны. В Маньчжурии образовалась Харбинская епархия, подчинявшаяся Зарубежному Синоду. Российская Духовная Миссия и Харбинская епархия оказались оторванными от России, что и послужило причиной их перехода в управление Зарубежным Синодом.

Со смертью владыки Иннокентия начинается новый этап в истории Российской Духовной Миссии в Китае. В 1931 году начальником 19-й Миссии стал архиепископ Симон (Виноградов). По смерти владыки Симона в 1934г. Миссию возглавил епископ Виктор (Святин). В связи с трудной политической обстановкой в России общение между Русской Патриархией и Миссией было затруднено. Этой ситуацией воспользовался старейший священник-китаец Сергий Чан, который просил Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) принять его и его паству  в ведение Московской Патриархии, на что и получил разрешение. В этом его поддерживало китайское духовенство, шовинистически настроенное и желавшее безраздельно управлять Миссией. В 1938 г. владыка Виктор провел полную централизацию управления Миссией, ликвидировав таким образом попытку раскола со стороны китайского духовенства.

Период 1930-1940гг. принес свои трудности для миссионерства, главными из которых были негативное отношение оккупационных японских  властей к проповедничеству и недостаток материальных средств.

Следствием Второй Мировой войны для православной Церкви в Китае была потеря ее связи с Заграничным Синодом. Миссия вынуждена была самостоятельно управляться, не имея возможности согласовывать свои действия с Высшим Церковным Управлением Заграницей. В этой сложной ситуации епископ Шанхайский Иоанн, рукоположенный еще в 1934г., предложил вл. Виктору последовать примеру независимой от Миссии Харбинской епархии и обратиться с просьбой к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о принятии Миссии в свое ведение. Но из-за неисправности телеграфного и почтового сообщения послание Патриарха с его согласием не было во время получено. Однако когда телеграмма была все же получена, в ней говорилось о принятии православной Церкви Китая в ведение Москвы и о подтверждении статуса вл. Виктора как Начальника Миссии и архиепископа Пекинского и Китайского. 

Тем временем, Зарубежный Синод указом №108 от 9 июня 1946г. возвел Преосвященного Иоанна Шанхайского в сан архиепископа и предоставил ему права самостоятельного епископа. Этим было положено начало образованию независимой Шанхайской епархии, т.е. расколу внутри православной Церкви в Китае.

Миряне и духовенство тоже вынуждены были разделиться. Принятие стороны вл. Виктора и подчинение Московскому патриархату означало также и принятие российского гражданства. Большинство людей (да и сам Владыка) находились в полном неведении о том, что на самом деле происходит на их родине. Многие тогда уехали на родину, где их ждали лагеря, пытки, расстрелы.

В июле 1946г. вл. Иоанн получил китайское гражданство. В августе он обратился к Министру внутренних дел Китайской Республики с просьбой утвердить его в должности Начальника православных церквей Шанхая, на что и получил согласие.

«Указом Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I за №1424 от 22 октября 1946г. архиепископ Пекинский и Китайский Виктор был утвержден в должности Начальника Российской Духовной Миссии в Китае. Аналогичного содержания указ за №2544, поручающий исполнять обязанности Начальника Миссии архиепископу Шанхайскому Иоанну, был издан Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей 26 ноября 1947г. Китайское правительство в Нанкине признало законным Начальником Миссии вл. Иоанна».[2]

Предчувствуя скорую победу коммунистической революции в Китае и уничтожение церковного имущества атеистической властью, вл. Иоанн стремился переправить его заграницу. В 1949г., вл. Иоанну также пришлось покинуть Китай и переехать на Филиппины.

В 1946г. был учрежден центр Восточно-Азиатского Экзархата Русской Православной Церкви в Харбине. Таким образом, на территории Китая сформировались два церковных центра - Экзархат в Харбине и Миссия в Пекине. Вл. Виктор считал, что сложившееся «двоевластие» только ослабляет китайское Православие и объединение двух полюсов может способствовать получению правового статуса Миссии в новых политических условиях.

22 августа 1950г. архиепископ Пекинский Виктор (Святин) указом Святейшего Патриарха №1170 был назначен Патриаршим Экзархом Восточно–Азиатского Экзархата и Начальником 20-й   Российской Духовной Миссии в Китае. В составе Экзархата были учреждены следующие епархии: Пекинская, Харбинская, Шанхайская, Тянцьзинская, Синьцзянская.

В существующей политической ситуации Православная Церковь в Китае и Российская Духовная Миссия должны были перейти от епархиальной и приходской деятельности к миссионерскому служению среди местного населения. Вл. Виктор предлагал выделить в деятельности Миссии пять основных направления: миссионерское, монастырское, культурное, хозяйственное и благотворительное.

Патриарх требовал создать менее чем за десять лет Китайскую Православную Церковь с архипастырями, священниками, монахами, миссионерами и паствой – китайцами. В июле 1950г. состоялось наречение архимандрита Симеона (Ду) во епископа Тяньцзиньского.  Поставление первого епископа-китайца положило основание для миссионерских трудов по созданию Китайской Православной Церкви.

Правительство КНР негативно относилось к миссионерству. Православная Церковь переживала тяжелые времена: русские и другие европейцы  покидали Китай, закрывались многочисленные храмы, школы Пекина, Шанхая, Харбина. Также и без того сложную ситуацию усугубляло несогласие Харбинского и Шанхайского епископов с правлением Экзарха. Таким образом, в 1954г. Священный Синод под председательством Патриарха решил упразднить Российскую Духовную Миссию в Китае. Преосвященный Никандр, епископ Харбинский, и вл. Виктор должны были вернуться в СССР. Все недвижимое имущество Русской Православной Церкви в Китае было безвозмездно передано государственным властям КНР, а движимое имущество передавалось в собственность Китайской Православной Церкви. В октябре 1955г. был рукоположен во епископа  Пекинского архимандрит Василий (Шуан), который должен был временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви.

В 1956г. Московским Патриархатом была дарована автономия Китайской Православной Церкви. Все русские священники вынуждены были покинуть страну. К этому времени в Китае оставалось 20 000 православных верующих, один епископ в Шанхае и один в Пекине. Сейчас в стране действует всего одна православная церковь в Харбине. В 1997г. Московский Патриархат объявил себя ответственным за поддержание православия в Китае до избрания главы Китайской Православной Церкови.[3]

 

Список литературы:

1.     Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае (1900-1997гг.). М., 1998.

2.     Рональд Роберсон. Восточные Христианские Церкви. Церковно - Исторический справочник. Спб., 1999.

3.     Orthodoxy in China by Avgerinos. http://www.cs.ust.hk/faculty/dimitris/metro/orth_china.html

 



[1] Религиозное движение, более известное как «боксерское восстание».

[2] Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае(1900-1997гг.). М., 1998.  С.103.

[3] Рональд Роберсон. Восточные Христианские Церкви. Церковно - Исторический справочник. Спб., 1999.

Hosted by uCoz